(Неделя 12-я по Пятидесятнице)
Каждый евангельский рассказ сообщает нам что-то новое, по-новому затрагивающее глубину нашего верующего сердца и души. В сегодняшнем евангелии мы слышим разговор одного юноши с Христом Спасителем о самом главном - о вечной жизни. Спросил, говорит святой евангелист Матфей, один юноша у Христа: « Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»(Мф.19,16). Христос ему ответил: « Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19,17). Дальше Христос назвал заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит ему: « Вcе это я сохранил от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мною» (Мф. 19, 20-21). И тут-то происходит самое обидное: все исполнивший юноша отошел от Христа с печалью, потому что у него было большое имение (Мф.19,22).
Можно сделать все самое трудное и не сделать лишь одного, кажется, маловажного- и потерять душевный мир и вечное блаженство. Может быть, сказав юноше о продаже имения, Христос осуждает тем самым земные блага или запрещает владеть имуществом? Нет. Христос не осуждает само имущество, а осуждает такое отношение к нему, когда имущество становится идолом, заслоняя все остальное. Можно иметь больше, чем нужно на потребу, - и остаться убогим; можно излишками спасти себя и пособить другим, а можно наоборот, теми же излишками погубить свою душу и соблазнить других. Итак, дело не в богатстве, а в отношении к нему, в нашей осторожности, дабы оно не стало для нас единственно главным.
Ну, а если у нас нет в избытке имущества? Значит ли это, что мы уже достигли совершенства? Нет, потому, что дело опять – таки не в том, сколько и чего у нас есть, а в отношении к тому, чем владеем. Можно иметь немногое и пылать к нему большой страстью - и это вменяется в грех. Евангелие предостерегает нас от всяких вредных привязанностей, которые могут всецело поглощать нас, ослеплять и усыплять. Господь как бы говорит юноше: разорви оковы, связывающие тебя по рукам и ногам, и тогда иди за Мной.
Каждого из нас обременяют слабости и привязанности, но нужно бороться с ними, ибо сама жизнь есть борьба. Человек всю жизнь борется прежде всего со своими привязанностями и пороками, с худыми привычками и недобрыми пожеланиями, составляющими то горестное богатство, с которым трудно, но необходимо расстаться, чтобы быть совершенным. Царствие Небесное достигается трудом, постоянным и тяжелым. Оно - высшая правда, чистота и любовь. Всего этого не нужно искать где-то на стороне, все это заложено в нашем сердце.
« Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50,19). Но как в «злохудожную душу» не входит благодать, так и в нечистом, отягченном суетой сердце не могут произрастать плоды Царствия Божия.
Отдадим свои сердца в руки Божии, откликнемся на зов Его отеческой любви. Пусть жизнь вечная сделается целью нашей жизни на земле – и Господь не лишит нас всяческих благ, земных и небесных.
|